how to draw hands

Нейронные сети

2023

Наконец у меня дошли руки сделать пост про руки (каламбур был неизбежен).

Сегодня в рубрике #Раритеты_Вавилона – серия нейросетевых генераций «How to draw hands» от цифрового художника D3mark0.

Мне кажется, сам автор недооценивает эту работу, считая её лишь пятиминутной шуткой. Между тем, её содержание выходит за пределы простого иронизирования над неспособностью (пока что, на момент января 2023) искусственного разума создать правильное изображение рук.

Юмористический эффект вроде возникает там, где нейросеть ошибается дважды, отрисовывая неопределённое число пальцев и попавшим в кадр рукам, и созданным ими инструкциям. Однако такой взгляд не отражает очевидное: мир, изображаемый нейросетью, не является нашим.

Это иная по своим физическим законам вселенная, где границы между предметом и телом размыты, а само тело вариативно по составу и объёму в зависимости от сиюминутного состояния среды. Одним глазом (и довольно однобоко) взглянуть на этот мир ещё до интернета мы могли благодаря жанру боди-хоррора. Но о возможности такого мира люди знали гораздо, гораздо раньше – он отражён в наиболее сохранившемся от поздних реинтерпретаций фольклоре. Это и австралийская эпоха сновидений, и мифическое время южноамериканских легенд, где животные и люди не имеют стойких отличий по формам и свойствам, небесные объекты можно воровать, разделять и множить, а вещи и природные явления плавно перетекают друг в друга в результате свободных метаморфоз.

Анатомически правильный рисунок во вселенной, где число пальцев и форма рук варьируется в размытом, неопределённом диапазоне – и был бы истинной ошибкой. Если схема должна воспроизводить реальность, то успех нейросети – не ответ на прямой запрос «Как рисовать руки?», полученный от пользователя, а отражение в ответе существующих в её нейросетевой вселенной искажений.

С точки зрения человека, нейросеть ошиблась дважды. Объективно – только раз, в целом в своих генерациях отражая не ту реальность. Для нейросети же, если мы позволим себе идею её субъектности, никакой ошибки вовсе нет.

При этом сама ситуация, в которой творение (а нейросеть – творение не меньше, чем сделанные с её помощью изображения) своими силами создаёт и мир с неправильными руками, и инструкции к их изображению внутри этого мира, то есть, в сущности, инструкции для самой себя, по которым дальше и действует – уже была изображена в мировой художественной культуре. Только руки были правильными. Мы имеем дело с гравюрой Маурица Эшера «Рисующие руки», только в версии 2.0.

Задумывал ли всё это D3mark0 в рамках интуитивного творческого акта – думаю, нет. И в своих рассуждениях я ухожу далеко за пределы начального авторского посыла и задумки, это наверняка. Однако же все эти смыслы спрятаны здесь, вложены друг в друга, как в чемодан с чемоданами, и фрактально множатся при попытке их раскрыть.

Словно пальцы в сновидении, когда пытаешься их подсчитать.

(Иллюстрации: все, кроме первой – за соавторством D3mark0 и нейросети; первая иллюстрация – литография Маурица Эшера «Рисующие руки»)

Иван Чирик

EN RU